Пятница, 29.03.2024
Студенческие работы
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Общая педагогика [1]
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Друзья сайта
  • Городские путешествия
  • Топ 10 туристам
  • Главная » Статьи » Педагогика » Общая педагогика

    Развитие личности

    Развитие личности

     

    Автор: Горпиненко Светлана Юрьевна

     

     В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного представителя человеческой общности его личность, т.е. особое системное качество, характеризующее включённость в общественные отношение, и его психика, т.е. свойство его мозга, заключающееся в активном отражении объективного мира, представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на её основе регулировать свою деятельность. В то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных отношений. Одно не может быть оторвано от другого - нельзя представить себе нормального, включённого человека, обладающего сознанием, который не выступал бы субъектом межиндивидных отношений, т.е. не был бы личностью. Однако из этого, разумеется, не следует, что личность субъекта и психики субъекта-тождественные понятия. Их единство не предполагает тождество (не случайно словоупотребление «психика личности», но, разумеется, не «личность психики»).

    Привлекательность (аттракция) - это характеристика личности человека. Однако она не может рассматриваться как характеристика его психики хотя бы уже потому, что этот человек привлекателен для других и именно в психике этих людей, осознанно или неосознанно, складывается эмоциональное отношение к нему как к привлекательному человеку, формируется соответствующая установка. Разумеется, привлекательность человека предполагает наличие у него комплекса определённых индивидуально-психологических качеств. Однако никакой даже самый изощрённый психологический анализ, обращённый к этим индивидуально-психологическим особенностям, не может сам по себе объяснить, почему в одних сообществах этот субъект оказывается привлекательной, а в других – отвратительной личностью. Для ответа на этот вопрос необходим социально-психологический анализ этих общностей, и это становится существенным условием пониманием личности. Итак, не выявив уровень развития групп, нельзя объяснить  причины привлекательности или непривлекательности личности. Можно в подробностях описать качества психики, сознания героя или злодея, но вне деяний, или совершаемых, а, следовательно, без анализа тех изменений, которые они этими деяниями производят в жизнедеятельности других людей, охарактеризовать их психологически нельзя, и как личности они перед нами не предстанут.

    Человек, оказавшийся на необитаемом острове, надолго, быть может, на всегда отторженный от общества, не может быть ни благородной личностью, ни подлецом, ни честным, ни бесчестным, ни добрым, ни злым, хотя он ещё долго сохраняет те индивидуально-психологические особенности, которые лежат в основе формирования этих характеристик личности. Отсюда следует существенные выводы. Возрастная психология рассматривает главным образом вопросы развития психики детей и подростков, выявляет общие возрастные психологические закономерности, при этом обнаруживающиеся, и только отчасти затрагивает проблемы развития личности. В результате развитие личности  оказывается до некоторой степени растворении в общем потоке  психического развития ребёнка как индивида. Очевидное несовпадение понятий «психика» и «личность», как понятий «психическое развитие» и «развитие личность», при всём их единстве, подсказывает  необходимость выделения особого процесса формирования личности как социального, системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений.

    Процесс развития личности, таким образом, не может быть сведён к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них. Это обстоятельство имела в виду известный специалист в области психологии личности Л.И.Божович, когда двадцать лет назад писала: «… личность ребенка как некоторое единое целое, ребёнок как субъект психической деятельности оказывается до сих пор ещё очень мало изученным. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в психологии до сих пор нет достаточно разработанной, единой концепции личности и её формирования. Общие для всей психологии марксистские положения о личности разными советскими авторами по-разному интерпретируются, систематизируются и обобщаются. Понятие личности, хотя и постоянно употребляется, но недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, по психики вообще».

    В настоящее время складываются определённые теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его в общем потоке психического развития ребёнка. Так, А.В. Петровским предложена социально - психологическая концепция развития личности ребёнка и подростка.

    Чем же с позиции социальной психологии обусловлено развитие личности индивида в онтогенезе? Детерменантой развития личности является деятельно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задаёт эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе. В соответствии с концепции персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять свою деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью. Возможность реализации указанной потребности создаёт группа высшего уровня развития - коллектив, где персонализация каждого - условие персонализации всех.

     Социальная среда, в которой существует и изменяется личность, лишь относительно стабильна и сама находится в состоянии постоянных изменений и развития. Она поворачивается новыми гранями и включает человека во всё новые и новые ситуации, новые группы, вообще в новые обстоятельства жизни. Особенности интеграции индивида в общностях разного уровня  развития подчинены специфическим для данных групп социально-психологическим закономерностям, и перенос их на группы иной степени развития не может не привести к серьёзным теоретическим ошибкам и неверно принятым практическим решениям. Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития. Достаточно сложный процесс развития личности в относительно стабильной среде ещё более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на своём жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включён в общности, далеко не одинаковые по своим социально – психологическим характеристикам. Принятый в одной референтной группе, он оказывается неинегрированным в другой, в которую он включается после или одновременно с первой. Ему снова и снова приходиться утверждаться в своей личной позиции. Таким образом завязываются узлы новых противоречий, усложняющих процесс становления личности, в крайних своих проявлениях приводящие к невротическим срывам. Помимо этого, сами референтные для него группы находятся в процессе развития, образуя динамическую систему, к изменениям которой индивид может приспособиться только при условии активного участия в воспроизводстве этих изменений. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной социальной общности надо учитывать объективную динамику развития тех групп, в которые включается личность, и их специфические особенности, нетождественность друг другу. Личность формируется в группах, иерархичеки расположенных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрировала.

               Таким образом, можно сделать вывод. Если мы хотим получить из ребёнка правильно сформированную личность, с хорошо развитой психикой, то нам для этого нужно создать определённые условия, чтобы ребёнок  находился в здоровом обществе, мог видеть положительные примеры со стороны взрослых. А не требовать от ребёнка быть личностью с большой буквы, при этом же держа его в одиночестве, или же давая со своей стороны дурной пример. 
    Категория: Общая педагогика | Добавил: Sergey (14.03.2010)
    Просмотров: 2774 | Теги: социальная среда, ребенок, интеграция индивида, развитие личности, процесс развития | Рейтинг: 5.0/9
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright CST © 2024
    Сайт управляется системой uCoz