Скажи мне, где любви
начало?
Ум, сердце ль жизнь ей даровало?
И чем питаться ей
пристало
Что же такое
дружба с точки зрения психологии? Вследствие чего она возникает, чем
поддерживается, какие психологические функции выполняет? Для ответа на эти вопросы
необходимо разграничить объективные предпосылки дружбы и психологические механизмы.
Дружба, всегда
означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу (в современной
социальной психологии такое тяготение называется атракцией). Каким бы
спонтанным ни казалось это притяжение, оно имеет определённые объективные предпосылки.
Психологическая близость в значительной мере производна от других, более простых,
объективных форм общности пространственно-территориальной близости, сходства возраста,
пола, профессионального и образовательного уровня и особенно от совместной деятельности,
предполагающей общие цели, определённое разделение обязанностей и т.д.
Уже простая
территориальная близость, дающая частые межличностные контакты неизбежными,
способствует зарождению взаимного интереса и симпатии. В патриархальной сильной
среде дружеские отношения чаще всего были дополнения и углублением соседских. В
городе, где место работы и место жительства обычно разобщены, свободное общение
более избирательно. Роль соседства здесь заметно снижается. Люди, живущие в
многоквартирных домах, часто даже не знают как зовут их соседей по лестничной
клетке. Социологи изучавшие, чем заполнено время после работы жителей ряда
крупных промышленных центров, обнаружили что у половины из них друзья живут не
по соседству, а в других районах. Только у пятой части из опрошенных знакомство
с другом состоялось благодаря тому, что они жили на одной улице или в одном
дворе. Тем не менее, соседство и сегодня играет большую роль в возникновении и
поддержании дружеских отношений. Может быть, территориальная близость – только
одно из важных условий возникновения и сохранения дружбы? Нет. Связь
пространственной близости и аттракции неоднозначна. На ранних стадиях
знакомства аттракция больше зависит от пространственной близости, чем от
сходства установок, однако в дальнейшим положение меняется и сходство установок
перевешивает влияние соседства.
Если даже
проста пространственная и бытовая близость способствует зарождению дружественных
чувств и некоторой групповой солидарности, то ещё важнее совместная
деятельность, связанная с определённым разделением функций, операций и
взаимопомощью.
Научная
психология, как и обыденное сознание, различают деловые, функциональные
отношения и личные, индивидуальные привязанности, а так же групповые, коллективные
отношения, обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу товариществу
и основанную на индивидуальном выборе и личной симпатии дружбу.
Деловые
отношения или отношения ответственной зависимости, подчинены достижению
какой-то вне индивидуальной цели - производственной, учебной и т.д. Они всегда
специализированны, и личность участвует в них как исполнитель определённой социальной
функции, роли. Принадлежность к данному коллективу и вытекающие из него чувство
солидарности с другими его членами не обязательно предполагает личную симпатию
к каждому из них в отдельности, без чего немыслима дружба.
Однако
различие дружбы и товарищества не следует абсолютизировать. Разграничение
инструментальных и экспериментальных функций общения всегда относительно.
Тесная кооперация и взаимопомощь в совместной деятельности легко и незаметно
перерастают во взаимную симпатию. Коллектив сплачивается не только общей заинтересованностью
его членов в результатах их совместной деятельности, но и чувством групповой
солидарности, сопричастности к целому.
Недаром
большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности.
Реальная жизнь
города сложнее, Каждый человек одновременно принадлежит не к одному, а к
нескольким разным коллективам, а также имеет целый ряд референтных групп, с
которыми он сообразует своё поведение. Между тем количество близких людей
всегда ограниченно. Отсюда проблема индивидуального выбора, с которого,
собственно, и начинается психология дружбы, в отличие от психологии
коллективной деятельности или психологии общения.
По каким же
признакам человек выбирает друзей?
Межличностная
атракция, тяготение людей друг к другу, которое часто перерастает в дружбу,-
сложный психологический феномен. Психологи чаще всего трактуют аттракцию как
социальную установку, специфическое ценностное отношение одного индивида к
другому. Как всякая другая установка, аттракция имеет три главных компонента:
1. эмоционально – оценочный характер и сила чувств,
испытывания индивидуумом к определённому объекту.
2. когнитивный (познавательный) -представление индивида об
этом объекте, лице.
3. поведенческий - склонность индивида к сближению с
данным лицом и характерные проявления этой склонности.
Такая схема
облегчает анализ субъективных установочных компонентов дружбы.
Но ведь дружба
не только отношение одного индивида к другому, а так же устойчивое
взаимоотношение между индивидами. Отсюда разные направления её психологического
исследования: с одной стороны, это изучение аттракции с точки зрения свойств её
объекта, вызывающих расположение, интерес, а с другой- выявление свойств
субъекта, которые определяют его тяготение к данному объекту, и потребностей,
которые он пытается удовлетворить с помощью последнего. Эти подходы являются
встречными, взаимодополняющие. Существует и третий подход, в центре внимания
которого находится сам процесс взаимодействия субъекта и объекта, его
содержания, фазы развития и влияния на обоих участников, коль скоро объектом
аттракции является не вещь, а другое лицо. Последний подход самый сложный, и
именно он преобладает в современной социальной психологии.
Ещё Платон и
Аристотель задавались вопросом, что делает одного человека привлекательным для
другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив,
дополнение. Экспериментальные психологические исследования дружбы, начавшиеся в
конце 19-20 в, так же долгое время концентрировались во круг этой проблемы. С
точки зрения житейного здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны. Понимание
друга как «другого Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся
между собой в характерах, вряд ли могут быть особенно близки. Однако не просто
второе, а именно другое Я; друзья призваны не дублировать, а взаимно обогащать
один другого.
А коль скоро
это так прежде чем обсуждать вопрос о
сходстве и не сходстве друзей, нужно уточнить целый ряд вопросов.
Во-первых,
класс подразумеваемых сходств.
Во-вторых -
степень.
В-третьих:
значение и смысл.
В четвёртых -
объём, широта диапазона сходств.
Кроме того,
необходимо уточнить, идёт ли речь об установках и о том, какими представляют
самих себя и своих друзей, или об их реальных качествах.
Многочисленные
социально психологические исследования показывают, что в установках людей, в
тех требованиях, которые они предъявляют к своим друзьям, ориентация на
сходство (любовь к подобию) решительно преобладает над ориентацией на дополнение
(любовь к различиям). Подавляющее большинство людей предпочитает дружбу с
людьми своего возраста, пола, социального положения.
Друзья, как
правило, придерживаются более или менее общих взглядов по наиболее важным для
них вопросам. Это происходит не только потому, что люди с самого начала
выбирают себе друзей единомышленников, но и потому что они сознательно и бессознательно
приспосабливаются друг другу.
Сравнительное
изучение реальных и воображаемых друзьями сходства и различий между ними
помогает выявить некоторые скрытые, не осознаваемые людьми психологические
функции дружбы. Однако в таких исследованиях дружба обычно выглядит субъектно-объектным
отношением, в котором один партнёр удовлетворяет потребности другого, оставаясь
сам относительно пассивным. Иначе, говоря, это межличностные отношения
рассматриваются с точки зрения одного из участников, высвечивая рулевую и
установочную ассиметричность дружеских отношений.
Но в каких бы
терминах, ни описывали люди свои взаимоотношения, человеческое общение по самой
сути является субъектно-субъективным. Как справедливо подчёркивает М.С.Каган:
«общение есть не просто действие, но именно взаимодействие…» Это значит, что
общение есть практическая активность субъекта. Иными словами, общение-это именно
взаимодействие субъектов, вступающих в
него как партнёры.
А может ли
существовать дружба мужчины и женщины? Многие считают её не возможной. Так как
она обязательно должна перерасти в любовь или же привести к разрыву. Возможно,
такой вывод делается, потому что дружба мужчины и женщины - это дружба сильного
и слабого, следовательно, один ищет какую-либо выгоду в другом. Что
противоречит бескорыстной дружбе. Но, на мой взгляд, всё же может существовать
дружба мужчины и женщины. Так как у них могут быть общие интересы, следовательно,
возможна вероятность извлечения удовольствия от общения друг с другом. То есть
мужчина и женщина раскрывают свой идеальный мир друг другу. При этом границы
пока утрачивают своё значение. И на первое место входит именно бескорыстная
идеальная дружба.
Литература:
И.С. Кон. «Дружба: этикопсихологический
очерк.» М. Политика;1987